О Благодатном Огне

Главная » Архив статей » О ПАСХЕ » О Благодатном Огне

 

О схождении Благодатного Огня в Иерусалиме

и происхождении этой традиции

Благодатный Огонь — распространенное в Русской православной церкви название огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего в иерусалимском храме Воскресения.

Церемония, проводимая в Великую субботу (суббота перед пасхальной ночью) совместно греческим и армянским патриархатами Иерусалима, показывает в богослужебном символическом действии события Страстей Господних — смерти, положения во Гроб и Воскресения Христовых.

Вынос Благодатного Огня производится в 13 часов и символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Господа. В отношении выносимого из Гроба Огня, сами участники церемонии — греческие и армянские священнослужители — используют слово «Свет», а не «Огонь» (говорят «Святой Свет»).

Особое положение греческих и армянских священнослужителей на церемонии исторически определено тем, что особо пострадавшим населением завоеванной Византии были греки, а Армения — первая в мире страна, где христианство было принято в качестве государственной религии (301 год, на 12 лет раньше Константинополя).

Церемония в иерусалимском храме Воскресения издавна проводится с участием священнослужителей разных христианских Церквей.

Из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между священнослужителями разных Церквей, доходивших до кровопролитных рукопашных столкновений, с XIX века церемония строго регламентирована — порядок её проведения был установлен бывшей турецкой (т.е. мусульманской) администрацией в Палестине — и теперь ежегодно публикуется в специальных журналах греческой и армянской патриархий.

Ныне по регламенту, учитывающему многие разногласия среди христианских Церквей, каждая патриархия, участвующая в церемонии схождения Благодатного Огня, имеет свои права и обязанности. Чтобы более не допускать драк и беспорядков, каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.

В наше время, вскоре после схождения Благодатного Огня, специальная миссия РПЦ доставляет его "частицу" на самолете в Россию.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАДИЦИИ СХОЖДЕНИЯ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

Это сравнительно недавняя христианская традиция.
Церемонию схождения и выноса Благодатного Огня (Святого Света) христиане начали проводить в XV веке после взятия Константинополя ордами диких и жестоких турок-османов (май 1453 года) для духовной поддержки братьев-христиан, надолго оказавшихся в крайне тяжелом положении.

Среди бедствующих христиан распространялась спасительная идея, что пока на Пасху сходит Благодатный Огонь, людям есть на что надеяться. Тогда освободиться воинской силой от жуткого и жестокого турецкого владычества для христианского мира не представлялось возможным.

ЦЕРКОВНУЮ ИСТИНУ о проведении православного литургического обряда зажжения "Благодатного огня" в изложении протопресвитера Георгия Цециса (Константинопольский патриархат) см. в ПРИЛОЖЕНИИ в конце этой страницы (опубликованная в ведущей ежедневной греческой газете "Вима" 21 апреля 2006 года статья протопресвитера Георгия Цециса "Миф и реальность Благодатного огня").

Начало падения православной Византии положили европейские рыцари-крестоносцы, первоначально направлявшиеся в поход против мавров, чтобы освободить Гроб Господень, но затем изменившие курс своих кораблей и нанесшие тяжкий грабительский удар по более близкому и открытому с моря христианскому Константинополю, который того от рыцарей-христиан не ожидал и принял с их подобающими почестями. Рыцари тогда награбили много и были довольны, а предательски разграбленный ими Константинополь так и не сумел оправиться, чтобы противостоять последовавшему затем вторжению турок.

Лишь во второй половине XIX века доблестные русские войска, после освобождения ими от турок Болгарии, вплотную подошли к Стамбулу в готовности его взять, а затем освободить всю греческую Анатолию (Турцию, от греч. "Анатолия" происходит современное турецкое название "Анталья"), но тому всемерно воспрепятствовала Великобритания, пригрозив Российской империи тотальной войной, в которой на стороне Британии была готова выступить и Германия. Великая освободительная возможность для всего христианского мира была упущена.

В начале ХХ века, чтобы уменьшить количество нетурецкого населения Турции и сделать турок преобладающей национальностью, турки провели страшную массовую резню многих миллионов армян и греков (геноцид), остальные, кто имел возможность, спасались из Турции бегством. Турция (бывшая греческая Византия, порабощенная турками-османами) стала этнически турецкой. Даже все блюда бывшей правящей верхушки Византийской империи турки объявили своими национальными. Теперь они именуются "турецкие блюда" и "турецкие сладости". Сами дикие турки-османы, пришедшие в Анатолию с Южного Урала через Северный Кавказ, ничего не привнесли ни в мировую кулинарию, ни в мировую культуру, кроме ужасающих изощренных способов турецких пыток, затем перенятых святой инквизицией.

В результате своей политики в XIX веке нынешняя Англия, в значительной степени уже заселенная мусульманами, в полной мере расплачивается за свою "любовь к исламу". Недавно, под давлением обстоятельств, глава англиканской церкви епископ кентерберрийский даже предложил принять законы шариата наравне с британскими (пока это предложение у англичан не прошло). И жители Германии уже не рады множеству поселившихся в ней турок. Сейчас в Европе Мохаммед самое популярное имя новорожденных мальчиков. Да и в нынешней Москве непростое положение с приезжими иноверцами и их добавками к мало рожающему коренному населению.

Ныне турки владеют территорией бывшей православной Византии и историческим центром православия — Константинополем (ныне Стамбул). Но Патриарх Константинопольский традиционно полагается в мировом православии, в отличие от католичества, давно уже не едином, а представленном многими (более 18-ти) самостоятельными автокефальными и автономными православными Церквями (РПЦ среди них 5-я), первым (главным, приматом) среди всех патриархов.